Способы ямочного ремонта

Способы ямочного ремонта
Содержание
  1. Ямочный ремонт: основные способы выполнения
  2. 1. Первый способ выполнения ямочного ремонта – применение горячих смесей
  3. 2. Второй способ выполнения ямочного ремонта – «холодный» способ
  4. 3. Третий способ выполнения ямочного ремонта – применение цементных и прочих вяжущих материалов
  5. Этап удаления материала из дефектного участка
  6. Выполнение холодного фрезерования
  7. Обработка дефектного участка, освобожденного от старого материала, при помощи горячего битума
  8. Применение асфальтобетонной смеси для выполнения ямочного ремонта дорожного покрытия
  9. Транспортировка асфальтобетонной смеси к локации, требующей текущего ремонта
  10. Термопрофилирование асфальта – новое слово в ремонте дорожных покрытий
  11. Достоинства данного вида ямочного ремонта
  12. Рециклинг асфальтовой смеси
  13. Специализированная техника при ремонтных работах - асфальтоукладчик
  14. Работа с литым асфальтом: применение кохеров
  15. Новая технология ямочного ремонта – струйно-инъекционная
  16. Ремонт дефектов дорожного покрытия асфальтовыми смесями
  17. Задействование холодных смесей
  18. Срочный ямочный ремонт – аварийный
  19. Пропитка смеси битумом
  20. Применение влажной органоминеральной смеси
  21. Использование САС

Ямочный ремонт: основные способы выполнения

Ямочный ремонт асфальта представляет собой спектр работ, включающих в себя устранение повреждений и иных деформаций дорожного покрытия. Выполнение данного вида работ является очень важным, поскольку они позволяют улучшить качество дорожного полотна, в разы снизить количество дорожно-транспортных происшествий и иных приводящих к получению травм ситуаций (к примеру, на тротуарах и иных пешеходных дорожках).

Как показывает практика, оптимальным способом выполнения ямочного ремонта считается заделка различных дефектов асфальта при помощи горячей асфальтобетонной смеси. Качество работы будет определяться, во-первых, качеством самой смеси, а во-вторых, способом ее укладки.

Практически у всех вещей и предметов, которыми мы пользуемся, имеется собственный срок службы. То же самое касается и автомобильных дорог: они, разумеется, рассчитаны на длительную эксплуатацию, однако при этом систематически подвергаются разрушительному механическому воздействию за счет передвижения огромного количества тяжелых транспортных средств, а также подвержены и губительному влиянию природных явлений – атмосферных осадков, перепаду температур и прочим. Наиболее подверженным физическому воздействию будет именно асфальтобетон.

По итогу постоянного физического влияния, включающего в себя периодические перегрузки, износ асфальта и разрушение связующего материала, дорожное полотно утрачивает свою целостность: появляются ямы, колейность, шелушения, выбоины и многие другие повреждения.

Количество и качество автомобильных дорог в современности играет огромную значимость практически для всех сфер деятельности, поэтому мировые дорожные службы, включая и российские, систематически выполняют комплекс задач по устранению образовавшихся дефектов дорожных покрытий. Как показывает практика, среднее процентное значение доли асфальтового покрытия, требующего немедленного текущего ремонта, за год может составлять порядка от 2 до 3 процентов от всей площади практически каждого дорожного полотна. В том случае, если площадь дороги имеет от 12 до 15 процентов различных дефектов, то такая дорога не может безопасно эксплуатироваться, поэтому, как правило, ее асфальтобетонное покрытие подлежит полной замене.

Выполнение ямочного ремонта осуществляется при помощи использования различных методов, включающих в себя применение множества видов материалов и их смесей. От качества задействованных материалов, технологии их смешивания и способа укладки будет зависеть качество обновленного дорожного полотна, его цена и срок службы. Основной задачей ямочного ремонта является создание качественного и безопасного для использования дорожного покрытия, способного обеспечить движение на установленной ПДД разрешенной скорости.

Одним из наиболее важных нормативных актов, используемых для выполнения ямочного ремонта, является ГОСТ Р 50597-2017, действующий с 2018-06-01. Текст данного документа содержит в себе нормативы и сроки устранения тех или иных повреждений. В процессе выполнения текущего ремонта дороги сотрудники специализированных служб делают ямочный ремонт (устраняют сколы, ямы, трещины и другие нарушения целостности покрытия), а также выкладывают специальные слои износа.

При выборе того или иного способа осуществления ямочного ремонта нужно опираться на следующие его критерии:

  • после выполнения таких работ срок эксплуатации обновленного дорожного покрытия должен быть максимально длительным,
  • дефект асфальта должен быть заделан таким образом, чтобы полностью отвечать требованиям качества: показателям ровности, плотности, безопасности и многим другим, обеспечивающим надежность асфальта.
  • для применения данного метода должны быть в наличии специализированные механические средства, материалы, технические установки и прочие машины, при помощи которых выполняются различные виды дорожных работ,
  • метод должен обеспечивать минимальную затрату времени на выполнение работ, чтобы движение транспорта по дорожной полосе можно было открыть как можно быстрее,
  • также метод должен быть достаточно экономичным и не требовать значительных финансовых расходов,
  • выполнение метода не должно вызывать трудностей и при любых погодных условиях.

Российские дороги, как и большинство дорог мира, на подавляющей продолжительности (в диапазоне от 95 до 96 процентов) покрыты асфальтобетонной смесью. В соответствии с этим и вся автомобильная индустрия, и создание различных ремонтных материалов, инструментов, технологичных решение создаются для эксплуатации и обслуживания асфальта.

photo

Горячий ремонт асфальта

1. Первый способ выполнения ямочного ремонта – применение горячих смесей.

Статистические данные указывают на то, что наиболее оптимальным и часто встречающимся способом выполнения ямочного ремонта считается способ устранения трещин, ям и прочих повреждений дороги при помощи специализированных горячих смесей из асфальтобетона. Высокая распространенность данного метода имеет очень простое объяснение. Во-первых, на территории страны имеется достаточное количество специализированных асфальтобетонных заводов, способных систематически выпускать необходимую продукцию, во-вторых, материалы для ремонта также имеют достаточную распространенность и невысокую стоимость (песок, битум, щебень и прочие), и в-третьих, технология производства смеси не отличается повышенной сложностью и трудозатратностью. При всех своих достоинствах данный метод выполнения ямочного ремонта является достаточно практичным и простым.

Помимо этого, существует еще одна причина активного использования горячих асфальтобетонных смесей. Она заключается в том, что специализированные организации, выполняющие текущий ремонт дорожных покрытий, весьма неспешно осваивают иные способы ямочного ремонта.

photo

Ремонт асфальт горячими смесями

Несмотря на все положительные стороны данного метода, весьма часто мы можем наблюдать, что такой ремонт выполнен некачественно. Как показывает практика, данное является напрямую связано с недостаточной подготовкой дефектных дорожных участков к выполнению текущего ремонта. Кроме того, не всегда применяемая горячая смесь транспортируется до нужной локации в надлежащих температурных условиях и при помощи специализированного транспортного средства. Также могут быть допущены и другие нарушения выполнения технологии, приводящие к некачественному результату работ: к примеру, укладка асфальтобетонной смеси была выполнена на влажную поверхность (при плохих погодных условиях, на снег и так далее), либо не были соблюдены температурные условия хранения смеси.

2. Второй способ выполнения ямочного ремонта – «холодный» способ

Качество применения горячей асфальтобетонной смеси для выполнения ямочного ремонта будет полностью зависеть от того, при каких погодных условиях выполняются работы. У данного метода есть альтернативный вариант – это использование холодных битумосодержащих смесей, а также прочих составов, включающих в свой состав битумную эмульсию и прочие разжиженные битумы. Применение данных материалов является менее требовательным к климатическим условиям – работы допускается осуществлять не только на влажной поверхности дорожного полотна, но и даже при отрицательной температуре (до -10 градусов по Цельсию). Несмотря на столь значимое преимущество материала, предпочтительнее все его применять при более теплых погодных условиях (выше 0 градусов).

По сравнению с «горячим» методом, применение данного «холодного» метода является вторым по распространенности и актуальности, поскольку его выполнение не имеет столь строгих требований к процессу реализации. Безусловно, актуальные климатические условия будут самым непосредственным образом сказываться на качестве ремонта дорожного полотна, поэтому второй метод отличается основным преимуществом – может выполняться не только при плюсовой температуре, но и в холодное время года. Кроме того, для его исполнения не требуется приобретение и задействование дорогостоящих материалов, за счет чего он является достаточно экономичным. По мнению подавляющего количества специализированных организаций, эмульсионная технология является зарекомендовавшей себя на практике с положительной стороны.

Если перед вами стоит выбор, какой из методов ямочного ремонта выбрать, необходимо принять во внимание тот факт, что эксплуатационные свойства горячего асфальтобетона будут до трех раз выше, чем у асфальта, выложенного «холодным» методом. Исходя из этого, применение разжиженного или жидкого битума, как правило, в большей степени применяется для восстановительных работ на автомобильных дорогах третьей и четвертой категорий. При этом отмечается, что применение горячих смесей используется для устранения дефектов дорог первой и второй категорий.

3. Третий способ выполнения ямочного ремонта – применение цементных и прочих вяжущих материалов

Помимо применения «горячего» и «холодного» методов, существует еще один, который имеет минимальную распространенность, но при этом обладает высокой степенью актуальности. Для его осуществления используются особые смеси с добавлением цемента, битума и полимеров. Их использование относится лишь к выполнению особых текущих работ - на мостах, при аварийных работах и так далее. Стандартные горячие и холодные битумосодержащие смеси в большей степени допускаются при стандартном ремонте дорог.

Применение первого, второго или третьего методов текущего ремонта дорожного полотна, расположенного на мостах или автомобильных дорогах, относится исключительно к компетенции двух категорий лиц – того, кто заказывает выполнение таких работ (заказчика), и непосредственного подрядчика. Несмотря на наличие права выбирать метод на основании опыта и личных предпочтений, ответственным лицам необходимо также принимать во внимание и уже установленные нормативы, практику, технологии и общепринятые требования. Если их не придерживаться, то качество выполненных работ может быть недостаточным, чтобы обеспечить надлежащую и, главное, безопасную эксплуатацию дорожного полотна.

Особенно внимательно стоит отнестись к предварительной подготовке участка дороги ненадлежащего качества. Именно подготовка будет оказывать значительное влияние на итог выполненных работ и на продолжительность срока его службы до четырех лет. В некоторых случаях гарантийный срок выполненных работ может достигать и пяти лет. В том случае, если подрядчик не уделил надлежащего внимания подготовке участка, срок службы дорожного покрытия может не превысить 1,5-2 лет, что является крайне низким показателем.

Этап подготовки участка дороги перед проведением ямочного ремонта состоит из следующих задач:

  • сначала необходимо тщательно очистить выбранную локацию от мусора, влаги, песка и пыли.
  • затем требуется нанести специальную разметку ремонтных работ дорожного дефекта, при этом нужно захватить до 5 сантиметров качественного слоя дорожного покрытия. В том случае, если ям, выбоин или трещин несколько, и они расположены друг к другу на весьма близком расстоянии, то их допускается включать в единый контур работ.
  • далее выбранный под восстановление участок нужно вырезать либо вырубить (либо применить иной аналогичный метод) по установленным границам. Сделать это нужно на определенном уровне – полностью по всей глубине ямы, при этом существует определенное требование: после удаления материала на месте дефекта должны остаться вертикальные стенки.
  • высвобожденный от старого дорожного покрытия участок необходимо дополнительно очистить от асфальтовой крошки, воды, различных загрязнений, чтобы на данной локации успешно разместить новый материал,
  • обработать высвобожденный участок специальными «холодным» или «горячим» материалами.

Этап удаления материала из дефектного участка

Данный этап именуется вырубкой либо вырезкой участка асфальтовой смеси. Если суммарная площадь дефекта дорожного покрытия не превышает 3 квадратных метров, то для его удаления можно использовать нарезчик швов, а для удаления отработанного материала, как правило, применяется специальный отбойный молоток. Остановимся на использовании данного молотка. Такой инструмент относится к категории инструментов гидравлического типа, а его вес в среднем составляет до двадцати килограммов. Для выполнения своих функций отбойный молоток необходимо подключить или к гидроприводу, виброкатку либо иному специализированному устройству, или к гидростанции, работающей на ДВС. Проведение некоторого типа работ также может осуществляться при помощи отбойного молотка, относящегося к пневматическим инструментам, работающих при подключении к компрессору. Мощность данного инструмента будет достигать 1 кВт, что обеспечит высокое качество производимой работы.

Выполнение холодного фрезерования

Другим вариантом обработки дефектов участка дорожного покрытия является применение холодных фрез, которые используются для срезания отработанного асфальта на глубину до 150 миллиметров и на ширину до 500 миллиметров. Фрезы могут использоваться различные, к примеру, навесные, компактные, прицепные и прочие, которые будут оптимально справляться со своими задачами именно для выполняемого вида работ.

В том случае, если деформация дорожного полотна занимает более значительную площадь, в таком случае более целесообразной будет эксплуатация холодных фрез, обладающих масштабными габаритами и повышенной мощностью. С применением инструмента глубина срезаемого материала будет достигать 250 миллиметров, а ширина 1000 миллиметров.

Если фронт работ является достаточно большим, и имеется необходимость максимально уменьшить объем ручной работы, рекомендуется прибегнуть к использованию фрезы, которая оснащена специальным ленточным транспортером. Основная задача транспортера – транспортировать отработанную асфальтобетонную смесь в кузов специализированного транспортного средства, задействованного в работе, либо погрузчик. Применение данного технического средства гарантирует оптимальное сокращение ручных работ, которые для удобства можно и даже зачастую нужно автоматизировать.

photo

Фреза асфальта

Обработка дефектного участка, освобожденного от старого материала, при помощи горячего битума

Перед продолжением работ по восстановлению дефектного участка очищенную локацию требуется доработать при помощи догрунтовки с использованием материала, обладающего специальными свойствами – битумной эмульсии либо жидкого битума.

Данный слой должен быть тонким, чтобы обеспечивать надежную защиту дорожного покрытия. Выполнение работы может осуществляться при помощи любого подходящего инструмента или технического средства – дорожного ремонтера, битуморазогревателя и многих других.

В процессе выполнения ремонта необходимо особо тщательно обратить внимание на слой битума, который играет очень важную роль в выполнении ямочного ремонта – именно он обеспечивает надлежащее качество сцепления нового слоя асфальтобетонной смеси с обрабатываемым участком. Исходя из этого, нужно сделать такой слой и не недостаточным, и не избыточным, а умеренным.

Наиболее часто применяемым для выполнения битумного слоя устройством является специальная малогабаритная установка мощностью в 5 л.с., которая при помощи длинного (до 4 метров) шланга разбрызгивает заранее подготовленную смесь. В том случае, если у вас нет в наличии данного технического устройства, можно использовать и менее сложные агрегаты, которые будут функционировать от двигателя внутреннего сгорания.

В том случае, если суммарный объем обрабатываемой площади является малым или средним, рекомендуется прибегнуть к использованию специальных переносных емкостей вместимостью до 20 литров, при помощи которых осуществляется распыление как из пульверизатора. В таком случае выполнение подгрунтовки эмульсией займет меньше времени, будет потрачено меньше прочих ресурсов.

Применение асфальтобетонной смеси для выполнения ямочного ремонта дорожного покрытия

Наиболее качественным и эффективным ямочный ремонт будет в том случае, если перед применением горячей асфальтобетонной смеси дефект дорожного будет надлежащим образом покрыт битумной прослойкой, которая по своему составу соответствует материалу дефектного покрытия. Как показывает практика, осуществление данной технологии в реальности в большинстве случаев является невозможным в силу большого количества различных факторов.

Разумеется, если у специализированной организации, выполняющей ямочный ремонт, имеется необходимое техническое обеспечение и подходящие материалы, то стремиться к выполнению обработки участка при помощи горячей смеси действительно нужно. Применение подходящей по составу смеси обеспечит максимально надежное и прочное сцепление. Как показывает практика, наиболее часто используемым для устранения дорожных дефектов является асфальтобетон нескольких видов – Б, В и Г, которые могут быть как среднезернистыми, так и мелкозернистыми. Что касается крупнозернистых смесей или смесей, содержащих в своем составе большое количество щебня, с ними достаточно непросто работать без применения технических средств, а использование гладилок и лопат будет весьма трудозатратным.

Специалисты отмечают, что для выполнения ямочного ремонта дорожного полотна максимально подходящим материалом является асфальтобетонная смесь, созданная на соответствующем заводе, поскольку именно путем промышленного производства она максимально сохраняет свои физические и эксплуатационные свойства.

Транспортировка асфальтобетонной смеси к локации, требующей текущего ремонта

После того, как асфальтобетонная смесь будет создана на заводе, ее нужно доставить до места дорожного ремонта в надлежащем и пригодном для выполнения работ состоянии. Транспортировать смесь рекомендуется при помощи специализированного транспортного средства. Данный транспорт оснащен термоизолированным контейнером, который способен доставить смесь с сохранением надлежащего температурного режима.

Отмечается, что применение термосных бункеров в нашей стране началось относительно недавно, поскольку других подходящих транспортных средств попросту не было. В настоящий момент их выпуск и эксплуатация являются достаточно активными, причем покупаются как отечественные транспортные средства, так и иностранные.

В ряде иностранных государств выполнение ремонтных работ с использованием горячей асфальтобетонной смеси может выполняться исключительно при установленном температурном уровне смеси – данный уровень должен находиться в диапазоне от 110 до 120 градусов Цельсия. В том случае, если температура смеси в силу тех или иных причин стала ниже установленной, то смесь запрещается применять, так как она теперь считается бракованной. Для того, чтобы законное требование неукоснительно соблюдалось, транспортировка смеси должна происходить в надлежащих условиях с поддержкой правильного температурного режима, соответственно, для доставки асфальта обязательно нужно задействовать термосный бункер.

Как показывает практика, иностранные термоизолированные контейнеры могут транспортировать большие объемы смеси (до 10 тонн). Кроме того, данные контейнеры способны при необходимости нагревать размещенную в них смесь, чтобы она до начала работ полностью сохранила свои свойства.

Приведем примеры специализированных машин, которые зарекомендовали себя как подходящий транспорт для доставки горячей асфальтобетонной смеси. В частности, рекомендуется задействовать транспортные средства компании «РемонтЯм». Они отличаются способностью длительное время (к примеру, в выходные дни) поддерживать высокую температуру смеси при помощи дизельной горелки либо пропана. Кроме того, не менее эффективным и практичным считаются термос-бункер ST 4000K и его аналоги, которые способны перевозить большие объемы смеси с поддержанием ее качества и свойств длительное время.

Конструкция данного устройства отличается прочностью и технологичностью: верхние крышки достаточно утепленные, рама усилена.

Выбор надлежащего технического устройства будет иметь важное значение для сохранения свойств асфальтобетонной смеси. Если термоизолированный контейнер не может хранить температуру смеси при любых погодных условиях, включая прохладную осень и еще холодные весенние месяцы, то общее качество ремонта дорожного покрытия с большой долей вероятности сильно пострадает.

Термопрофилирование асфальта – новое слово в ремонте дорожных покрытий

Ремонт дорожного покрытия можно выполнить и при помощи иной технологии – термопрофилирования, которая представляет собой инфракрасный нагрев асфальта.

Данный метод имеет ряд преимуществ: при его выполнении не требуется приобретать и расходовать значительное количество материалов, отсутствует необходимость использования холодных материалов, а также полностью исключается попадание влаги в слои асфальта, расположенные ниже.

В результате выполненных работ с применением данной технологи обеспечивается качественное и визуальное привлекательное дорожное покрытие, отвечающее всем требованиям безопасности для полноценной эксплуатации. Получается, что метод термопрофилирования представляет собой регенерацию асфальта. Термин «регенерация» здесь имеет практически прямое значение: старый материал проходит обработку, которая позволяет ему вернуть изначальные физико-механические свойства.

Наличие данных преимуществ делает технологию достаточно популярной, но при этом стоит учитывать, что у нее есть и недостатки. Специалисты утверждают, что основным ее минусом считается холодное соединение. Несмотря на качество предварительной подготовки дефектной территории к ее восстановлению, все равно придется выложить нагретый материал на основание, имеющее относительно низкую температуру. При таком раскладе получается, что сцепление не будет отличаться надежностью: сочетание холодного и теплого материала не всегда могут дать полноценный результат. Как показывает практика, даже если все работы выполнены качественно, то с большой долей вероятности через непродолжительное время покрытия старого и нового материалов через время разделятся. Как только это произойдет, в зазоры между асфальтом и покрытием будут попадать влага и мусор, что повлечет полное разрушение ремонтной смеси.

В процессе ремонтных работ при помощи термопрофилирования все обрабатываемые участки так или иначе прогреваются, за счет чего укрепляется сам асфальт, приобретая первоначальные эксплуатационные свойства. За счет внедрения данной технологии утрачивается непрочность старого асфальта.

Специалисты утверждают, что задействование данного метода является высокотехнологичным: он не требует значительных финансовых вложений, траты большого объема энергоресурсов, не оставляет после себя неутилизированных материалов, не включает работу с холодными соединениями. Даже с учетом того, что технология инфракрасного нагрева не исключает наличия недостатков, по своему результату она напоминает выполнение капитального ремонта дорожного полотна.

При осуществлении ямочного ремонта стоит учитывать, что стоимость нового асфальта является достаточно высокой, при этом утилизация старого материала тоже будет стоить немало. Исходя из этого, получается, что методика термопрофилирования вполне заслуженно является эффективной, экономной и конкурентной по отношению к прочим технологиям восстановления дорожного покрытия.

Достоинства данного вида ямочного ремонта

Данный метод обладает значительным количеством преимуществ:

  • не требует выполнения фрезеровочных и сопутствующих работ,
  • эффективен в том случае, если участок асфальта граничит с канализационным люком,
  • пригоден для устранения ям, трещин и прочих нарушений целостности покрытия, возникших поперек дороги,
  • не требует значительных финансовых вложений,
  • может выполняться в любое время года вне зависимости от климатических условий,
  • при помощи метода термопрофилирования асфальт прогревается, за счет чего эффективно регенерируется. Примечательно, что температура нагрева материала может достигать 180 градусов, что приравнивается к температуре изготовления новой смеси.

С учетом всех вышеуказанных достоинств применение установок инфракрасного нагрева асфальта является высокотехнологичным способом ремонта дефектных дорожных покрытий.

Рециклинг асфальтовой смеси

Исходя из названия данного метода, становится понятно, что рециклинг асфальта – это его вторичная переработка. Она выполняется из асфальтовой крошки или кусков. Основная технология, применяемая для переработки материала – это прогрев асфальта и его тщательное перемешивание в специализированном механическом устройстве, именуемом рециклер.

Данный метод является подходящим в тех случаях, когда асфальтобетонный завод по тем или иным причинам не функционирует, либо расстояние от месторасположения завода до места ремонта дороги является слишком большим и не позволяющим надлежащим образом доставить новый материал.

С целью выполнения качественного перемешивания загруженных в техническое средство материалов, используется специальный барабан, изготовленный в форме цилиндра. Для того, чтобы асфальт сохранял необходимые свойства длительное время, в барабан встроена горелка. Специализированные транспортные средства, предназначенные для выполнения данной задачи, могут обрабатывать различные объемы замесов в диапазоне от 200 кг до 1,6 тысяч кг. Для того, чтобы данный объем асфальта прогрелся до необходимого уровня, потребуется в среднем 15 минут (все будет зависеть от массы загруженного материала и особенностей конкретного рециклера).

Как показывает практика, максимальная производительность специализированного устройства достигается в процессе перемешивания мелкой асфальтобетонной крошки. Отмечается, что с целью повышения качества материала к основе (крошке) требуется добавление битума. Для этого будет достаточно добавить до 2 процентов материала.

Выгрузка готовой асфальтобетонной смеси может происходить двумя путями:

  • сначала она перемещается в ручную тележку, а затем транспортируется до места назначения,
  • напрямую на локацию, требующую выполнения ремонта.

С точки зрения практичности применение рециклера является очень выгодным и целесообразным действием. Отмечается, что доставка новой смеси с асфальтобетонного завода может не только отнимать большое количество времени, но требует вложения значительного количества финансовых средств. Если же в наличии уже имеется асфальтовый лом или крошка, то задействование рециклера позволит сэкономить на выполнении текущего ремонта дорожного покрытия примерно наполовину.

Технология выполнения ремонта представляет собой послойную выкладку материала (оптимально толщина слоя не должна быть менее 5 сантиметров и более 6 сантиметров), при этом необходимо принять во внимание коэффициент запаса на уплотнение. Учет данной величины позволит выполнить задачу качественно и эффективно.

Специализированная техника при ремонтных работах - асфальтоукладчик

После того, как рабочая смесь подготовлена и выложена на предварительно обработанные участки, ее необходимо правильно распределить и выровнять. В некоторых случаях с этой целью будет достаточно применения обычной лопаты. В качестве альтернативы можно использовать достаточно простое, но весьма эффективное приспособление – обычный ящик, у которого нет дна. В иных случаях, когда большую площадь обрабатываемой территории невыгодно и трудозатратно обрабатывать вручную, имеется необходимость применения специализированного устройства – асфальтоукладчика.

Сначала на место трещины или выбоины выкладывается горячая смесь, которую впоследствии требуется тщательно уплотнить. Для этого нужно воспользоваться виброкатком либо виброплитой, которые выполняют условно схожие функции. После завершения данного этапа поверхность вновь выложенной смеси должна быть равной по высоте ремонтируемого покрытия, в противном случае выполнение ямочного ремонта нельзя считать качественным или даже целесообразным.

Как только обработанный участок будет готов, и уровень нагрева смеси опустится до 30 градусов, то по обновленному участку допускается открывать передвижение транспортных средств. Если ремонт выполняется в летний период, когда устанавливается жаркая погода, то ускорить охлаждение нового асфальта можно при помощи обычной воды (два литра жидкости на квадратный метр обработанного участка).

Работа с литым асфальтом: применение кохеров

Еще одним способом устранения дефектов на дорожном полотне является использование литого асфальта. Этатехнология не является новинкой: к ней прибегают еще с начала двадцатого века.

Данный материал представляет собой разогретую до высокой температуры смесь из мастики. В свою очередь, мастика изготавливается из трех основных компонентов: минерального порошка (его процентное соотношение может достигать 35%), битума (объем до 13%), а также обычного песка. Наличие данных компонентов не может не влиять на стоимость готового продукта: смесь получится более дорогостоящей, чем обычный асфальтобетон. Кроме того, работа с литым асфальтом требует применения высокой температуры, уровень которой может варьироваться от 220 до 250 градусов Цельсия.

Помимо этого, применение данного материала требует задействования специализированных транспортных средств (укладчиков) и иных технических установок, которые способны справиться с поставленной задачей. Именно исходя из этого, актуальность использования рассматриваемой технологии в нашей стране является достаточно невысокой.

Новая технология ямочного ремонта – струйно-инъекционная

Все ранее указанные технологии так или иначе имеют определенные сходства – они направлены на изменение физических свойств асфальтобетона, чтобы его можно было использовать для устранения дефектов дорожного покрытия.

Новый способ – струйно-инъекционный – на текущий момент обладает повышенным спросом, поскольку является высокотехнологичным и даже прогрессивным, хотя на самом деле разработан достаточно много лет назад.

Для внедрения данного метода выполнения ямочного ремонта требуется применить всего лишь одного техническое устройство. Перед тем, как приступить к началу работы, предварительно необходимо тщательно очистить дефект от мусорных вкраплений, воды, частиц грязи и пыли. Это можно сделать достаточно быстро при помощи эффективного приспособления, способного обеспечивать высокоскоростной продув. Далее очищенная поверхность дополнительно обрабатывается при помощи вышеназванной эмульсии из битума. Если для применения предыдущих технологий выполнение фрезерования асфальта в места дефекта требовалось, то для рассматриваемой технологии это выполнять необязательно.

Непосредственно устранение образовавшейся ямы или трещины обеспечивается за счет их наполнения щебенкой, которую заранее обработали при помощи битумной эмульсии. Далее обработанный щебень под высоким давлением укладывается в место нарушения целостности асфальта, за счет чего он плотно утрамбовывается. Исходя из этого, необходимость задействования таких агрегатов, как виброкаток или виброплита, попросту отпадает.

Наиболее часто используемым материалом для обеспечения выполнения данного вида ремонта дорожного покрытия является щебень, размер которого не превышает 1 сантиметра. В дополнение к нему применяется эмульсия, 60 % которой составляет битум. Сочетание данных материалов обеспечивает высокое качество выполнения ямочного ремонта.

Стоит отметить, что перед началом использования струйно-инъекционной технологии нужно в лабораторных условиях выяснить, действительно ли битум должным образом прилипает к щебенке и обеспечивает надлежащее сцепление, либо необходимо внести какие-либо коррективы в состав материала.

Для достижения нужного процентного соотношения компонентов смеси необходимо задействовать эмульсию до 5% от общей массы смеси, при этом количество самого битума не будет превышать 3 %.

Выполнение работ обеспечивается за счет использования специальной техники – грузовиков либо прицепов, возможны и другие вариации. В кабине грузовика размещается специальный пульт, который будет управляться машинистом-ремонтером. Раньше для выполнения ремонта специалисту было необходимо покинуть грузовик, чтобы выполнить поставленную перед ним задачу. Впоследствии исполнение данной технологии претерпело значительное количество изменений, которые позволили существенно снизить финансовые вложения в ямочный ремонт.

Например, усовершенствование технологии существенно продвинулось за счет применения специального гибкого рукава, при помощи которого осуществляется передача ремонтного материала в асфальтовый дефект. Не менее важным является и такое усовершенствование, как отсутствие необходимости специалисту покидать кабину транспортного средства, поскольку все необходимые задачи он может сделать, управляя пультом внутри кабины. Как показывает практика, обработка одного участка дорожного покрытия может занимать до 30 секунд, что является отличным результатом.

Дополнительным достоинством рассматриваемой технологии ремонта дорог является тот факт, что его можно применять практически в любое время года – жарким летом, в более умеренные осенние или весенние температуры, а также холодной зимой. Качество выполненных работ будет на высоком уровне даже в том случае, если ямочный ремонт выполнялся при -15 градусах Цельсия.

При всех преимуществах струйно-инъекционного метода устранения дефектов дорожного покрытия он обладает и присущими ему недостатками. В частности, если имеется необходимость выполнения работ во время выпадения осадков, то лучше к методу не прибегать, поскольку в данный период обрабатываемый участок невозможно очистить от влаги и мусора на необходимом уровне. Если очистка не выполнена или выполнена ненадлежаще, то качество произведенных работ однозначно будет низким.

Наиболее практичным и эффективным рассматриваемый метод будет в том случае, если требуется устранить дефект размером не более 60 сантиметров в диаметре. Отмечается, что при прочих равных условиях его можно применить и для работы с выбоинами и ямами существенно больших габаритов.

Как показывают последние исследования, преимущественно проводившиеся в Соединенных Штатах Америки, результат выполнения ямочного ремонта во многом будет зависеть именно от надлежащего уровня сухости площади асфальтового дефекта, а также степени его чистоты от мусорных и прочих фракций. Данные условия считаются даже несколько более важными, чем работа при определенных климатических условиях. Исходя из этого, струйно-инъекционная технология в значительной степени дорабатывается. В частности, вместо использования классических методов очистки и просушки дефекта необходимо применить вакуумный способ.

Отмечается, что применение специального вакуумного наноса позволяет добиться отличных результатов в кратчайшие сроки, устройство способно равнозначно качественно удалить и воду, и грязь. Поверхность ямы или выбоины становится пригодной для последующей обработки.

Американские специалисты, применяющие струйно-инъекционный метод на протяжении длительно времени, гарантируют высокое качество итогового результата и срок службы нового покрытия, равный трем годам систематической эксплуатации.

Что касается специалистов из России, то они на текущий момент стали более часто и эффективно внедрять данный метод в свою работу.

photo

Струйно-инъекционный метод ямочного ремонта

photo

Струйно-инъекционной технологии

Ремонт дефектов дорожного покрытия асфальтовыми смесями

Данный способ не утратил своей актуальности и используется по сей день.

Отметим, что для удобства выбора того или иного материала для выполнения ямочного ремонта и иных видов работ в различных видах деятельности, а также в зависимости от своих физических свойств битум подразделяется на среднегустеющий и медленногостеющий. Как показывает практика, наиболее подходящим считается первый тип, поскольку именно он позволяет сформировать оптимальный слой материала.

Холодные смеси создаются как и горячие - абсолютно тем же способом в специализированных смесительных установках, но есть и отличие: температурный режим изготовления холодной смеси будет наполовину более холодным, чем у ее горячего аналога. После того, как все компоненты будущего материала полностью перемешаются, смесь требуется охладить до температуры атмосферных значений. Только по достижении оптимальной температуры ее можно куда-либо складировать либо напрямую применять в процессе ямочного ремонта. Средним сроком годности смеси считается интервал от 3 до 5 месяцев: за это время асфальтобетон сохранит свои характеристики и останется пригодным к проведению дорожных работ. Преимуществом холодной смеси является относительная легкость ее погрузки и транспортировки практически на любые расстояния.

Метод обладает и важным недостатком. Чтобы материал был пригодным для применения в дорожных работах, необходимо, чтобы он долгое время оставался неслеживаемым, то есть рыхлым, не слипающимся в комочки. Как только минеральные зерна слипнутся в такие комки, смесь уже не будет пригодной для применения в ремонте ямочного ремонта.

Как правило, данный показатель материала перед его складированием стараются сделать более низким. Делается это при помощи обычного перемешивания смеси специальным устройством, к примеру, отвалом бульдозера при уличной температуре. В некоторых случаях понижения слеживаемости можно добиться, применяя некоторое количество воды.

Как только минеральные зерна в значительной степени охладятся и станут более твердыми, они больше не будут слишком липкими. Для того, чтобы смесь вновь вернула свои рабочие параметры, ее необходимо сначала выложить в яму, трещину или выбоину, затем оставить в течение двух-трех недель. За это время под влиянием солнца воздуха смесь прогреется, а битум в малой степени выпарится. Все эти процессы необходимо ожидать, периодически трамбуя смесь при помощи катка или иных специализированных устройств. Исходя из относительной сложности процесса данная технология, как правило, в большей степени применяется для выполнения ремонта дорог третьей и четвертой категорий и только в теплое время года. Кроме того, необходимо помнить, что применение способа допускается исключительно на дорогах с малой и средней интенсивностью движения транспортных средств.

Процесс выкладывания и уплотнения материалов в целом является сходным с процессом работы с горячей смесью. Основным отличием является лишь отсутствие строгих требований к соблюдению времени работы с материалом, при нарушении установленных рамок которого асфальтобетон утратит свои важнейшие эксплуатационные свойства, что понизит показатель его уплотняемости.

В скандинавских странах встречается такой способ проведения ремонтных работ, как использование асфальтобетона с добавлением жидкого или маловязкого битума. Данная технология нашла широкое применение для создания «мягкого асфальтобетона», который допускается создавать на дорогах с малой интенсивностью транспортных средств за сутки. Технология укладки смеси не отличается от укладки обычной горячей смеси.

В том случае, если в качестве одного из компонентов применяется жидкий битум, то температура таких материалов может иметь низкий или средний уровень. То же самое касается и добавления маловязкого битума. Создание данных смесей активно практикуется в Финляндии, для чего применяются специализированные технические устройства, оборудованные устройством создания пара (для прогрева и поддержания температуры материала) и емкостью для битумной эмульсии.

Задействование холодных смесей

Одним из наиболее качественных, технологичных и практичных методов выполнения ямочного ремонта считается укладка холодных асфальтобетонных смесей. Основным компонентом материала является вязкий битум, используемый в виде эмульсии. Готовая смесь получила уникальное название «эмульсионно-минеральная», по своим физическим и эксплуатационным свойствам она подразделяется на плотную (зазор между частицами является малым) и пористую (между частиками сохраняется некоторое пустое пространство).

Итог качества подготавливаемой асфальтобетонной смеси будет зависеть от того, какая категория дороги подлежит ремонту, а также от степени прочности изначального материала. Именно данные характеристики будут непосредственным образом оказывать влияние на выбранный тип битумной эмульсии и подбор иных минеральных компонентов. Готовая смесь обладает достаточно практичными эксплуатационными свойствами, также ее можно хранить длительное время без потери качества.

Процесс создания материала включает в себя следующие этапы. Сначала подбираются те или иные виды компонентов. Затем битумную эмульсию нужно тщательно перемешать с холодными минеральными компонентами. Материал можно смешивать в любой подходящей технической установке вне зависимости от ее размеров и прочих параметров. В том случае, если качество подобранных компонентов является высоким, а для их перемешивания используются высокотехнологичные смесители, итоговые физические свойства холодной смеси будут по своим характеристикам напоминать горячую смесь, то есть будут пригодными для выполнения ремонта высокой степени надежности и прочности.

Что касается срока хранения подготовленного материала, то он будет полностью зависеть от того, в какие условия он будет помещен, к примеру, в мешках или емкостях, в закрытом или открытом пространстве. В среднем, данный срок не превышает трех месяцев. Кроме того, он будет увеличиваться или укорачиваться вследствие выбора того или иного вида бетонной эмульсии и степени вязкости битума.

Срочный ямочный ремонт – аварийный

Иногда случаются такие ситуации, когда отремонтировать дорожное покрытие требуется в максимально сжатые сроки. Если возникает подобная необходимость устранить потенциально опасные участки дороги, на которых интенсивно передвигаются транспортные средства, то рекомендуется применять все способы и методы ямочного ремонта, обеспечивающие качественный результат сроком не менее чем на три месяца. В таком случае качество выполнения работ должно поддерживать безопасную эксплуатацию дороги.

Потребность в выполнении данного вида ремонтных работ может возникнуть абсолютно при любых климатических условиях в любое время года – и дождливой осенью, и жарким летом, и сырой осенью, и снежной зимой. Разумеется, те или иные климатические условия будут по-разному влиять на ход и результат ремонта.

Как правило, локации, отремонтированные при не самых подходящих погодных условиях, требуют повторного выполнения работ, но уже при других более оптимальных условиях. В таком случае новый ремонт будет выполняться полностью в соответствии с требованиями качества и технологий. Так как возникновение необходимости проведения аварийных ремонтов не является частой проблемой, а их объемы не считаются большими, его выполнение не вызывает каких-либо серьезных финансовых и экономических трудностей.

Для выполнения аварийного ремонта допускается прибегать к осуществлению временного устранения дефектов, которое не нуждается в проведении предварительных подготовительных работ, помимо их очищения от осадков, мусора и грязи.

Основным требованием к аварийным работам считается необходимость закрепления применяемых смесей в яме таким образом, чтобы они надежно крепились на стенках и дне дефекта.

Для временного ремонта можно применять такие материалы, как щебенку размером до 20 миллиметров, известняк или доломитовые материалы, которые нужно обработать в битуме. Достижение высокого результата работ будет в том случае, если битум правильно подобран: его вязкость не должна быть менее 130 с и более 200 с.

Как показывает практика, некоторые из названных смесей допускается использовать даже при наличии очень низкий температурных режимов, включая отрицательную температуру (до -15 градусов по Цельсию). Стоит точно знать, какая из применяемых технологий даст качественный результат, а какую не стоит использовать при температуре менее 5 градусов.

В настоящее время все более широкое применение находит аварийный ремонт дорожного покрытия при помощи особых смесей, которые допускается хранить сроком до двух лет. Столь длительный срок хранения объясняется уникальным составом асфальтобетонных смесей, а также способом хранения – в полимерных емкостях, специальных мешках либо просто без специальной упаковки. Например, подобные смеси применяются в США, Германии и Канаде.

Примечательно, что стоимость данного материала, так и работы с его применением, будет очень высокой. Такая ценовая политика полностью зависит от особого состава битумной эмульсии, способной сохранять физические и эксплуатационные свойства материала на протяжении длительного времени. К достоинствам смеси относится ее продолжительный срок хранения, возможность выполнения дорожных работ, включая аварийные, при любых погодных условиях, а также многие другие.

Поскольку аварийный ремонт не требует высокого качества (исходя из того, что его все равно будут обновлять), специалисты прибегают к различным уловкам, чтобы удешевить и упростить состав асфальтобетонных смесей. Они не только используют менее качественные материалы, но и применяют более дешевые технологии изготовления и использования смесей.

В частности, одна из специализированных компаний столицы Финляндии уже на протяжении более чем двадцати лет каждый год изготавливает порядка 3 тысяч тонн особой холодной смеси, которую затем применяют для выполнения аварийных и аналогичных ремонтов дорог. Для создания данного материала используется до 8 процентов битумной эмульсии, а также щебенка фракцией до 8 мм. Смешение компонентов не требует особых условий, то есть определенного температурного режима, и выполняется в бетономешалке. Если применение материала выпадает на холодное время года, то смесь требуется предварительно прогреть в теплом помещении.

Пропитка смеси битумом

Одним из не менее популярных и эффективных способов выполнения ямочного ремонта является отечественный метод, именуемый методом обратной пропитки. Технология его выполнения заключается в следующем: сначала битум прогревается до высокой температуры в диапазоне от 170 до 180 градусов, затем он заливается на дефект, в котором присутствует влага, далее тщательно вспенивается и выкладывается на всю площадь выбоины или трещины. В процессе применения данной технологии битум начнется подниматься от низа дефекта наверх, за счет чего метод и получил свое уникальное название. Примечательно, что использовать обратную пропитку битумом рекомендуется строго при внешней температуре в диапазоне 5-10 градусов по Цельсию, в противном случае материал не будет взбиваться до необходимой консистенции.

Существует альтернативный метод, в котором используется не битум, а различные полимеры. Для выполнения данного вида работ дефект наполняется щебенкой, поверх которого выливается жидкий скрепляющий состав из полимера или смолы. В процессе соблюдения технологии вода, которая до этого находилась да дне выбоины, будет подниматься вверх.

Применение влажной органоминеральной смеси

Еще одним способом реализации ямочного ремонта считается использование ВОМС (влажной органоминеральной смеси). Его допускается выполнять практически при любых климатических условиях, даже если температура воздуха опустилась до -30 градусов либо достигла отметки в +50 градусов. Важным преимуществом технологии является возможность разрешить движение автомобилей уже через полчаса после завершения ремонта дорожного полотка. Если погодные условия не являются самыми благоприятными для устранения дефектов покрытия, к примеру, идет дождь, то допускается использовать специальные виды ВОМС, которые разработаны для таких погодных условий.

Рассматриваемый материал включает в себя щебень фракцией до 20 миллиметров, а его суммарный объем достигает 40 процентов от всей смеси. Также в материал добавляется битум (до 7 процентов) и минеральный порошок. Создание смеси осуществляется холодным методом на асфальтобетонных заводах, где имеется возможность в готовящийся материал добавлять воду. Далее созданная смесь размещается на закрытых территориях, она остается пригодной для эксплуатации в течение ограниченного количества месяцев.

Отмечается, что применение ВОМС допускается исключительно на глубине, превышающей 3 сантиметра. Основным преимуществом материала является его универсальность – допускается выкладывать и утрамбовывать даже при отрицательных температурах. При этом необходимо учитывать, что структура ВОМС может периодически подвергать перепаду температур, что существенно замедляет ее формирование.

Как показывает практика, материал достигает своих лучших эксплуатационных свойств после того, как полностью засохнет. Но при этом важно отметить, что прочность материала будет значительно уступать показателю прочности того же асфальтобетона горячего или холодного типов. Исходя из этого, применение материала влажной органоминеральной смеси допускается для реализации временных (аварийных) дорожных работ.

Использование САС

Достаточно интересным с точки зрения практики является такой материал, как асфальтобетонная смесь (САС), которая разработана отечественными специалистами. Данная смесь выгодно отличается от остальных тем, что она создана с добавлением вязкого битума, и за счет этого материал может храниться на протяжении длительного времени. Также способ его размещения тоже весьма удобный – в холодном виде.

Несмотря на наличие достоинств, на текущий момент данная смесь по своим свойствам практически приравнивается к ВОМС, поэтому она не находит активного применения на практике.

Читайте также:
26.12.2022
ОДМ 218.6.1.006-2021
Читать подробнее
28.11.2022
Международная выставка «Kaztraffic-2022»
Читать подробнее
12.09.2022
Испытания нагревателя Ря-06
Читать подробнее
08.09.2022
Отгрузка термос-бункера ST-3000
Читать подробнее
26.08.2022
Изготовлен термос-бункер ST 3000 на прицепе
Читать подробнее
23.08.2022
Отгрузка инфракрасного нагревателя Ря-120
Читать подробнее
Телефон +7 (911) 20 52 741 Ватсап Написать в WhatsApp